Но носила барыня эту брошь очень недолго — слегла буквально через несколько дней с сильнейшей пневмонией. Лечение шло очень долго и
мучительно, а когда она все-таки выздоровела, подозвала свою горничную и отдала ей брошь.
Бабушка спрятала дорогой подарок и несколько дней размышляла, что с ним делать. Вроде бы барыню она любила и не хотела ту обижать, но в то же время нужно было помогать своей большой семье, вот она и раздумывала. А в те дни началось восстание большевиков. Получилось так, что барыня уехала за границу, оставив дом на попечение нескольких слуг, так как, видимо, надеялась, что восстание скоро будет подавлено. Мария Федоровна осталась в доме.
Начались трудные времена. Волнения, репрессии, расстрелы… Приходилось очень нелегко, и моя прабабушка решила продать все подарки барыни, которые у нее остались. Тяжелее всего было расставаться с брошью, но, в конце концов, Мария решилась и пошла к знакомому ее родителей в ломбард. Тот принял брошь и отдал за нее хорошую цену — по тем временам на эти деньги можно было некоторое время жить, вообще не работая.
Через несколько дней прабабушка узнала, что хозяина ломбарда арестовали и расстреляли. Никто не мог понять, почему это произошло, но все потом выяснилось. Один из чекистов зашел однажды в ломбард и увидел на прилавке брошь — золотую змейку с изумрудными глазками. Попросил отдать ему эту брошь за полцены, но ему отказали. Чекист ушел, и в ту же ночь хозяина ломбарда арестовали. Естественно, брошь этот чекист теперь уже забрал, не платя ни копейки.
История эта имеет продолжение. Через год после этих событий тот самый чекист, который жил тогда неподалеку от дома моей прабабушки, сошел с ума. Зарубил топором всю свою семью и поджег дом, а потом совершенно голый спрыгнул с обрыва в реку прямо на камни. Говорили, что при этом он кричал: «Забрать ее хотели!!! Не отдам!». Что он имел в виду — неизвестно, но когда его тело выловили из воды, в руке у него была зажата та самая брошь…